Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства как способ здоровье сбережения школьников

Технологии здоровьесбережения на уроках ИЗО

Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства как способ здоровье сбережения школьников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М.И.» городского округа Самара

Здоровьесбережение

в условиях ФГОС

на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах

Комерсантова Татьяна Степановна,

учитель изобразительного искусства

Самара, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение 3

II. Основная часть

Часть 1. Современный здоровьесберегающий урок изо 4

Часть 2. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках изо 5

III. Заключение 7

V. Список использованной литературы 8

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС ООО — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС — сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

отсутствие назидательности и авторитарности,

элементы индивидуализации обучения,

наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,

интерес к учебе, желание идти на занятия,

наличие физкультминуток,

наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения
Задача каждого учителя — изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др.

Часть 1. Современный здоровьесберегающий урок изобразительного искусства.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок изо?

Здоровьесберегающий урок изо должен:

воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:

выполнение требований СанПиН (Приложение 1),

соблюдение этапов урока,

использование методов групповой работы,

использование интерактивных методов.

Это урок изо, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:

оптимальная плотность урока,

индивидуальное дозирование объёма учебной творческой нагрузки и рациональное распределение её во времени,

чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания и т.п),

оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Часть 2. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке изо

Режим динамической смены поз.

Из элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного можно ввести режим динамической смены поз. В.Ф. Базарный предлагает вариант использование конторки.

Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.

В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

В случае, когда детям предстоит интенсивная творческая нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:

— Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Цветотерапия

Помогает сохранить здоровье школьника на уроках.

Значение цветотерапии

Цвет Значение Использование
Красный Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе. Перед важными мероприятиями, когда нужно быть в тонусе, активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Жёлтый Способствует релаксации и вселяет оптимизм. Пробуждает умственную активность, бодрит и оживляет разум и душу, несёт хорошее настроение, помогает справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистический лад. Уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий Успокаивает разум и имеет освежающий эффект. С его помощью можно уравновесить беспокойство и устранить неуверенность.Располагает к серьезности, строгости в поведении. Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Зелёный Оказывает расслабляющее, успокаивающее воздействие. Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Голубой Снижает кровяное давление, успокаивает. Успокаивающе воздействует на всех этапах урока.
Фиолетовый Возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям Используется как профилактическое средство.
Черный В небольшой дозе – сосредотачивает внимание. Тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по русскому языку.

Упражнения для глаз

Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

«Рисунок носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

Релаксация

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку

Читайте также:  Картина в технике батик. весенний букет. мастер-класс с пошаговыми фото

Упражнение «Путешествие на облаке»

— Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно.

Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

А) «Снеговик»

— Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.

Б) «Тряпичная кукла и солдатик»

— Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhii-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-.html

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства. — презентация

1 Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства<\p>

2 Условия комфортности на уроке ИЗО Уроки изобразительного искусства проводятся в специализированных кабинетах Рабочее место у учащихся на уроке– мольберты. Во время урока осуществляется контроль за посадкой учащихся в процессе творческой деятельности.<\p>

3 Санитарно-гигиенические условия комфортности на уроках ИЗО Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Комфортный для человека уровень шума-10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»-это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.<\p>

4 Психологические условия комфортности на уроках ИЗО Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.<\p>

5 Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Динамические паузы, физкульминутки для глаз, например, рисуем глазами (нач. школа) Применение игровых моментов с движениями учащихся (нач. школа) Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй») Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы ( налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки и т. д.) Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Чередование видов учебной деятельности Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности<\p>

6 Здоровьесберегающие компоненты на уроке ИЗО: Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Плотность урока: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более-80% Темп завершения урока спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы Учитель комментирует домашнее задание (объем, «опасные места». Наличие выбора) Система оценивания. Внимание! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания: 1. Ученик (самооценка) 2. Ученик-ученик (взаимооценка) 3. Ученик-учитель (корректирующая оценка )<\p>

7 Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО — Развитие чувствительности пальцев рук — Активизация процессов воображения и представления — отображение своих ощущений на бумаге — Формирование детской способности видеть(дерево) — Использование метода « вживления» в образ через движение (кошка) — Авангардный автопортрет — Рисование японских стихов — Формирование детской способности слушать и воспринимать звуки — Визуализация полученных впечатлений; — Обыгрывание художественными средствами представленного образа<\p>

8 Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО — Релаксация как метод расслабления; -Использование техники медитативного рисования; -Раскрытие творческого потенциала ребенка<\p>

9 Сенсорное развитие ребенка на уроках ИЗО -Использование разнообразных психотерапевтических техник, направленных на развитие фантазии и воображения детей (например, метод направленных фантазий); «Арт- терапия» (лечение изобразительным творчеством) — метод, развивающий потенциальные творческие возможности ребенка.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/609344/

Применение здоровьесберегающих технологий как метод инновационного подхода на занятиях в детской школе искусств

Автор: Петрушина Надежда Павловна

Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. 

Проблемы современной системы образования требуют новой трактовки понятия “образование”. Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях.

Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации.

Все это требует от преподавателей новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения. 

Цель педагогического опыта – изучение использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания на музыкальных занятиях в ДШИ.

Задачи:

  • систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс; 
  • определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
  • показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся.

Здоровьесбережение как залог успешного обучения

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Образовательное учреждение  призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья.

Конечно, ДШИ не могут брать на себя медицинские функциии и обязанности. Но именно мы, преподаватели  должны создать условия для успешного обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности. В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий.

                                                                           

Несомненно, что успешность обучения в детской школе искусств определяется состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Но для этого педагогам нужно обучиться здоровьесберегающим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на уроках, и в общей программе работы школы.

Педагог должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка: 1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

                                                    2. Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам.

Модель здоровьесберегающего обучения.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле, можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья обучающихся.

Это те   приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей, обеспечивают им безопасные условия пребывания и обучения в ДШИ.

Тем самым создаётся образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов, даёт возможность преподавателю решать проблемы обучения успешнее, а детям облегчает напряжённость учебного процесса, а значит эффективность обучения возрастает.

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.

«Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости.

К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру, это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения.

Преподаватель должен чувствовать, когда ученик устал (у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным) и предпринимать все возможные методы и приёмы для снятия утомления.

Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения.         

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.

  Сохраняя здоровье детей, преподаватели должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Основные средства реализации здоровьесберегающих

технологий в деятельности преподавателей

детских школ искусств

Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан достаточно полно и носит систематический характер.

Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.

Этого желают родители, понимая, что обучение музыке поможет привить ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие родители вынуждены интенсивно работать, в то время как дети не получают должного внимания с их стороны. Всем педагогам хорошо известна фраза, которую говорят родители, приводя ребенка в музыкальную школу: «Главное, чтобы на улице не бегал!».

Но здесь стоит задуматься, что дает ребенку обучение в ДШИ с точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах занятий можно говорить бесконечно.

Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе.

Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот.

У ребенка совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память.

Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Если родители решили привести ребенка учиться музыке, важным шагом является избрание инструмента, от правильного выбора которого зависит многое. Отдавая предпочтение какому-либо инструменту, не стоит следовать веяниям моды.

Сейчас наблюдается настоящий бум среди желающих обучаться игре на гитаре, что объясняется материальной доступностью этого инструмента, его мобильностью. Предварительно нужно поговорить с ребёнком, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты.

Для пропаганды и популяризации музыкальных инструментов преподаватели ДШИ со своими учениками проводят лекции – концерты, отчётные концерты, концерты-утренники в дошкольных учреждениях, для детей общеобразовательных школ. После таких концертов дети проявляют интерес к аккордеону, баяну, не столь популярных в настоящее время.

Многообразие видов деятельности позволяет на каждом занятии прибегать к здоровьесберегающим технологиям. Огромные возможности для поддержания здоровья детей имеет пение, вокалотерапия.

Источник: https://open-lesson.net/1744/

Организация урока изобразительного искусства в условиях здоровьесбережения



В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, опубликованном в «Российской газете» 06.11.2008, говорится: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая…Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.

К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения…Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».

Охрана здоровья, на сегодняшний день, является первостепенным направлением деятельности всего общества. И школа — не исключение. Важнейшей составляющей ее воспитательной работы должно являться здоровьесбережение учащихся. Ведь только здоровые дети смогут правильно усвоить полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается.

Главной задачей художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие учащегося, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, чтобы приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни.

Сейчас, особа остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся. Культурная революция пошатнула устоявшееся у всех понимание общественных ценностей.

И это очень сильно отразилось на нравственном развитии современных детей, которые стали агрессивными и жестокими. Молодое поколение развивается и живет по принципу «каждый за себя», который никак не совместим с духовностью и нравственностью.

Все это происходит по причине глобальных изменений в государственной жизни, снижения уровня условий для роста личности и т. д.

В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но искусству здесь отведена особая роль.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с народной росписью, ее красотой — той всемогущей любовь к жизни, которая заложена в ней. Большой энергетический потенциал получают дети на таких уроках.

Знакомство с народными художественными промыслами вызывает у детей желание поучаствовать в процессе изготовления изделия — от лепки до росписи.

Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей.

При лепке и раскрашивании игрушки фантазия ребенка не ограничивается. Дети дают волю своему остроумию и наблюдательности, украшая игрушку то неожиданно замысловато, то наивно-просто. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях.

Для успешного усвоения не только программного материала, но и развития духовного здоровья учащихся на уроках постоянно должна создаваться атмосфера увлечённости предметом. Для этого нужны не только теоретические сведения, но и нужны игровые и сказочные моменты.

Учитель становится и режиссёром, и актёром своего урока. Каждый урок — это спектакль, в котором принимают участие все ученики, актёры данного спектакля.

Создание такой атмосферы сопереживания позволяет формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, оказывает влияние положительных эмоций на здоровье. Ещё В. А.

Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму питания, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

С целью накопления опыта и положительных эмоций на уроках вводятся коллективные задания. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения.

Применение игровых моментов на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приёмами организации учебной деятельности даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес и увлечённость процессом творчества, вызвать положительные эмоции, воспитывать позитивное настроение, ведь оно влияет на наше самочувствие, наполняет нашу душу любовью. Игровые формы, применяемые на уроке, разнообразны:

 подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

 игры соревнования (учащиеся делятся на группы, команды и выполняют различные задания);

 диалоги с героями книг, мультфильмов;

 ролевые игры (посещение музея, цирка, сказочные герои).

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б. М. Теплов писал «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю.

Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитание нравственного чувства и формирование мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому воспитанию личности».

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркнул Б. М.

Неменский «в искусстве получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет оздоровление музыкой (музыкотерапия). Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях.

Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбуждённое состояние, может укрепиться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

Звучание музыки на уроке даёт ребёнку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П. И. Чайковского.

Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод» С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л.

Бетховена.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы.

А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  5. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 68–70.
  6. Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию // Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 16–19.
  7. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости // Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 459–460.
  8. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  9. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337–345.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  11. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, урок, изобразительное искусство, школа, искусство, ребенок, процесс обучения, нервное напряжение.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28553/

Повышение эффективности уроков физической культуры через применение нестандартных методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий

В статье разработана и обоснована методика использования нестандартных методов обучения, способствующие значительным повышением эффективности уроков физической культуры. Практическая значимость статьи в том, что она сделана на основе фактических данных и поэтому возможно внедрение в практику, т.е. может быть использована на уроках физкультуры

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.В. Исидорова

Россия, Нукутский район, с. Тангуты, муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тангутская средняя общеобразовательная школа

      Аннотация: В статье разработана и обоснована методика использования  нестандартных методов обучения, способствующие значительным повышением эффективности уроков физической культуры.

Практическая значимость статьи  в том, что она сделана на основе фактических данных и поэтому возможно  внедрение в практику,  т.е. может быть использована на уроках физической культуры.

Актуальная проблема:  Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над этой проблемой.

      Развивающее обучение — особый вид нетрадиционного обучения.

Цель развивающего обучения: создание условий для повышения эффективности урока физической культуры на основе применения в школе нестандартных методов обучения.

    Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса применяются современные образовательные технологии: наиболее продуктивным считается здоровьесберегающая технология.

В процессе педагогической деятельности определяются следующие задачи:

  1. Развивать физические способности школьника в соответствии с их индивидуальными и физиологическими особенностями.
  2. Ободрять каждого, чтобы он гордился своими успехами и достижениями.

     Для закомплексованных детей задание можно давать проще, что позволяет ученику постепенно продвигаться в учении, работать с увеличением объема изученного материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оценивается двигательная активность ребенка на уроке).

    Этот метод предназначен на обучение без принуждения, что является

немаловажным в физическом воспитании учащихся.

    Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательной

деятельности, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е.

проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не догадывается или стесняется показать при посторонних.

Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться, убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

     Родители всецело доверяют, нам своих детей. Так как учителя физической культуры могут обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе.

     Для этого необходимо:

—  сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

—  научить школьников использовать  полученные знания в повседневной жизни;

— обучить школьников приемам релаксации и духовного самосовершенствования.

—     формировать ценностное отношение к своему здоровью.

 —    формировать потребность в     здоровом образе жизни.

 —    мотивацию  школьников к учению.

    Творческий талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему или задачу.

                                                            В учебном процессе помимо стандартных методов используются нестандартные методы обучения: творческие уроки. Это, в частности, конкурсы, интегрированные уроки, уроки-сказки, уроки-праздники, уроки-путешествия с использованием соревновательного и игрового эффекта.

 Уроки-соревнования, уроки — национальные игры, уроки с использованием технических средств, мультимедиа и т.д. Благодаря которым, ученики быстрее и лучше усваивают учебный материал.

     Все эти методы повышают эффективность урока. Также для повышения эффективности уроков необходимо  применение нестандартного инвентаря.

    Учитель убеждён, что физическое воспитание на уроке должно проводиться с оптимальной моторной плотностью, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения.

    Итак, современная школа ориентируется и предполагает деятельность творческую, связанную с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных сфер ребёнка.

    Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет цель углубленно расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка.

   Нестандартные методы на уроке – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии.

Она развивает у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме оригинально мыслить и само выражаться.

На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью нестандартного инвентаря вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

   Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей. А внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

    При проведении занятий нужно избегать штампов и стандарта, использовать элементы нового, которые оживляют занятия. Например, строить учащихся по диагонали, а также в две шеренги или на новом месте.

    Общеразвивающие упражнения на месте ученики выполняют неохотно. Поэтому нужно проводить разминку в движении, с различными предметами, в парах, разминка командная, круговая, угловая, по диагонали, дугами, звездочкой,  индивидуальная, классом по очереди и чаще всего под музыкальное сопровождение.

    При проведении основной части урока рекомендуется использовать различные игровые методы. Один из них это интегрированные игры.

           Особенности таких игр в том, что используемые в них конкурсы, викторины, загадки, соревнования, различные тексты подбираются и составляются таким образом, чтобы они содействовали воспитанию патриотизма, чувства товарищества, долга, правил здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, этикета. Так же интересны для ребят сюжетно-ролевые игры, которые развивают их творческие способности и воображение.

    Для учащихся старшей ступени более интересны метод круговой тренировки с соревновательным эффектом.

Очень интересны и полезны для ребят интегрированные уроки. Например: физическая культура и О.Б.Ж. Это урок-поход, урок-путешествие, в котором сочетаются элементы туризма и физической подготовки. Или физическая культура и география, где при проведении эстафет даются задания на решение различных задач и т.д.

   К нетрадиционным формам проведения занятий можно отнести также использование на уроках элементов нетрадиционной ритмической гимнастики, спортивных танцев.

   Ритмическая гимнастика является общедоступным, высокоэффективным эмоциональным видом спорта и видом оздоровительной физической культуры.

Кроме этого, она способствует повышению физической работоспособности, создает ощущение физического и психического расслабления, развивает чувство ритма и темпа, грациозность, элегантность и дает занимающимся возможность чувствовать себя увереннее и сильнее, а чувство удовлетворенности повышает интерес к занятиям, благодаря чему волевые усилия не ослабевают, а укрепляются и все это приводит к ситуации успеха на уроке.

   Нетрадиционные методы на уроках надо ввести в систему и тогда полезность их будет видна, случайно проведённые уроки не дадут полной отдачи. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто, не могут сделать по заданию учителя.

Такие уроки не только позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал, но содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка и прививает им любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

   Поэтому один из путей улучшения школьной системы физической культуры – изменение форм проведения занятий.

В частности, включение в урок соревновательного эффекта выполнения упражнений, ведь соревнования очень близки по своему содержанию к спортивной деятельности.

А это ведет к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания.

   Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.

Список литературы

  1. Никифорова О. А., Федоров А. М., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. /Кемерово 2003 год.
  1. Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования./Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. — № 4 (40).
  2. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с                                                     учетом   спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. — 2006, — № 1. — С. 53-58.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/fizicheskaya-kultura/povyshenie-effektivnosti-urokov-fizicheskoy-kultury-cherez-primenenie-nestandartnyh-metodov-obucheniya-s-ispolzovaniem-zdorovesberegayuschih-tehnologiy

Ссылка на основную публикацию